Голос. Сегодня 27 января свершился мой Рок. Мы стрелялись. Он ранил меня в живот. Рана очень тяжелая. Все говорят, что долго я не протяну… Все было по правилам. У нас была Дуэль с целью восстановления чести одного из оскорбленных дуэлянтов… Этим дуэлянтом был Я…- Пушкин. Как тяжело дышать. И опять, опять эти строки. Какая насмешка судьбы. Опять Он - Ленский бедный. Или это уже не он, а я?
Голос.
Вот пистолеты уж блеснули
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок…
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще. За ближний пень
Становится Гильо смущенный.
Плащи бросают два врага.
Пушкин. Стрелялись мы…..Сколько раз я проигрывал этот сюжет в своей голове……..(Идут подряд сцены дуэли из Арапа Петра Великого, Метели… и ария Ленского из оперы “Паду ли я стрелой” – возможны варианты)
Голос. Но не хочу, О други, умирать:
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать:
И ведаю, мне будет наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Пушкин. Любовь……Я слышу смех… (бредит) шум листвы, резвые шаги и торопливый шепот……..Дельвиг, Кюхля, Малиновский……и ты, Пущин…….вы все пришли….. Я вижу вас. Я вижу мое отечество – я слышу свой голос, полный счастья и надежды..
Любовь, Любовь, Внемли моленья: Пошли мне вновь свои виденья,
И поутру, вновь упоенный, пускай умру непробужденный.
СЦЕНА В ЛИЦЕЕ.(воспоминание умирающего поэта)
Пушкин - лицеист. Я был резов, ленив и вспыльчив, но чувствителен и честолюбив, и ласкою от меня можно было добиться всего: к несчастью, всякий вмешивался в мое воспитание и никто не умел за меня взяться.
Поэтов грешный лик
Умножил я собою,
И я главой поник
Пред милою мечтою:
Мой дядюшка-поэт
На то мне дал совет
И с музами посватал.
Ах, как любил я наши вечера и наши поэтические занятия…как дороги мне были мои незабвенные ныне друзья. Никто на свете не был мне дороже Дельвига. Дельвиг, Дельвиг! Пиши ко мне и прозой и стихами: благословляю тебя: добился ты наконец до точности языка - единственной вещи, которой у тебя не доставало.
Дельвиг. Пушкин! Он и в лесах не укроется:
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных похитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий.
СЦЕНКА. Дельвиг, Пушкин и Кюхельбекер читают свои стихи и эпиграммы.
Заключает ГОЛОС. Всю свою жизнь я оставался верен лицейскому святому братству.
ЧИТАЮТ ХОРОМ. Шесть лет промчались как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж Отечества признанье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Рука в руку
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
НА СЦЕНУ ВЫХОДИТ ДЕВУШКА – МУЗА - Смертью. Встает перед поэтом и печально опускается на пол (в позе статуи молочницы из Царскосельского парка)
Пушкин. Ты пришла проводить меня в мой последний путь. Что ж, проведи меня еще раз по упоительным лабиринтам моей жизни, которую я любил со всей силой своего страстного сердца!
Голос. В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться Муза стала мне.
Голос Женский. Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен гулко и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
Пушкин. Молодость, молодость… Где ты? Куда унеслась, потряхивая гордой гривой и орлиным своим взором? Вернешься ли ты хоть на мгновение сегодня? Перед моей смертью?
ГОЛОС. Плетнев. Природа, кроме поэтического таланта, наградила Пушкина изумительной памятью и проницательностью. Ни одно чтение, ни один разговор, ни одна минута размышления не пропадали для него на целую жизнь. Его голова, как хранилище разнообразных сокровищ, была полна материалами для предприятий всякого рода.
ОТРЫВОК ИЗ “Руслана и Людмилы”. Хоровод девушек.
Пушкин. Пишу не роман, а роман в стихах. Дьявольская разница.
В нем мои мысли, чувства, моя любовь и молодость – словом, весь я.
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечастно,
Что обманула нас она:
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как, на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней,
Ни общих мнений, ни страстей.
Голос. Петербургская жизнь меня сразу захлестнула. Я был принят в лучших домах петербургского света: Олениных, Муравьевых, Тургеневых. Для меня открылся поистине волшебный мир-мир театра. Я сделался завсегдатаем всех спектаклей…
Волшебный край!там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин,друг свободы,
И переимчивый Княжнин:…..
(заканчивается отрывок на ”И быстрой ножкой ножку бьет”)
СЦЕНА ИЗ БАЛЕТА. Вальс.
ГОЛОС.И хоть он был повеса пылкий,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.
МУЗА. Ты слышишь шум моря? Его приливы в лунном свете и легкие шаги на мокром песке?
Пушкин. Да. Да! Это она. Я узнаю ее. Для нее одной написал я морские строки в Онегине.
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Нет, никогда порыв страстей
Так не терзал души моей!
Пушкин. Машенька, дочь генерала Раевского. Милое, шаловливое дитя. Какая тяжелая судьба выпала на твою долю…
ОТРЫВОК ИЗ “Метели”. Последняя сцена. ПЕСНЯ ГОРОДНИЦКОГО”ПОЭТЫ”.
Голос. Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
Муза. Вспомни милые сердцу места, где ты был счастлив вдвойне - как поэт и как мужчина. Вспомни свое Святогорь е.Вспомни прохладу липовой аллеи и ускользающий стан, и смеющиеся уста молодых женщин..
Пушкин. Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, и я могу творить. Поэзия как ангел утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой….
Голос. Читает стихотворение”Дорожные жалобы”
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, То пешком?
Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?
То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, Поутру чай:
То ли дело, братцы, дома!..
Ну, пошел же, погоняй!..
СЦЕНА ИЗ “Станционного смотрителя”. Начало и разговор со смотрителем.
Пушкин. А эти милые тригорские барышни!! Как молоды и веселы мы тогда были.
СЦЕНА ИЗ “Барышни-крестьянки”.Рассказ Дуняши об обеде с молодым барином.
Романс «Я помню чудное мгновенье»
ГОЛОС. Но ничего не было выше для меня, чем интересы поэзии. Вяземскому: Тебе грустно по Байроне, а я так рад его смерти, как высокому предмету для поэзии”. Чем больше я мужал, тем сильнее ощущал в себе тот бунтарский дух, который двигал мою Музу вперед.
Сцена из “Каина”Байрона. Сцена Люцифер и Каин.
Голос. Читает стихотворение «Пророк».
Муза. Ангел и Демон жили в его душе. Смотрели на этот мир мудро и печально. Расставаясь с теми, кого больше всех он любил и ценил, в ком чувствовал тот талант к жизни, как и у себя самого.
Никого не забыл поэт в своих стихах. Всем отдал Дань светлой памяти и нежного скорбного чувства.
В дверях Эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон, мрачный и мятежный,
Над адской бездною летал.
Дух отрицанья, Дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
“Прости, - он рек , - тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не все я в небе ненавидел,
Не все я в мире презирал.
Голос. Видение… Прекрасное, как Ангел, нежное, как солнечный луч… Она, моя Мадонна…Я помню тот вечер, когда впервые увидел ее на балу в зале Благородного собрания. Ей шел Шестнадцатый год. Девушка…нет, девочка в цвете своих шестнадцати лет, высокая, в белом воздушном платье, обхватившем стрекозиную талию, пышноволосая, она легко ступала своими бальными атласными башмачками, сияя восторженным взглядом первого своего бала и золотом обруча на головке, проходила мимо меня, как божественное видение ,как греза великого искусства…Словно она была нарисована одной линией, одним слитым движением кисти величайшего мастера, вся - с головы до ног - была движением воздушным и непрерывным…
Пушкин. Такой я увидел Натали Гончарову… и влюбился, как юноша…
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный Спаситель-
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Голос. В свете меня не любили, т.к. боялись моих эпиграмм. В семействе я был счастлив, насколько может быть счастлив поэт, не рожденный для семейной жизни. Я обожал жену, гордился ее красотой и был в ней вполне уверен.А ревновал ее не потому, что в ней сомневался, а потому, что страшился светской молвы, страшился быть смешным. Дантес не посягал на мою честь ,он посягнул на мое имя. А вот этого я не перенес.
Голос. Ты сам свой высший суд:
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?.
ЧТЕНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ К ПОЭМЕ “Медный всадник”.
Пушкин.Но не хочу, о други, умирать:
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать:
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Муза. Он умер и был похоронен в Святогорском монастыре на горе. Умер тот, кого назовут солнцем русской поэзии..
А Муза поэта продолжала жить-жить в тех, в ком зажегся ответный огонь от животворящих лучей Гения.
Блок. Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук -
Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук.
Вот зачем в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.
Пушкин.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись
В день уныния смирись:
День веселья, верь ,настанет.
Сердце в будущем живет:
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет
Что пройдет, то будет мило.