ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Звучат песни военных лет.
Учитель (на фоне презентации №2) : Ребята, сегодня наш классный час посвящен великому празднику. В этом году исполняется 65 лет победы над фашистскими захватчиками. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Длилась она почти четыре года. Много горя и страданий принесла она нашему народу.
Мы уже много знаем о героях, о подвигах, о женщинах, которые были и на фронте и в тылу, о городах героях. А сегодня речь пойдет о детях войны. И начнем мы словами Флора Васильева:
«Мне на веку запомнилось немало.
И только детство вспомнить не могу:
Его война, как стебелек сломала
Июньским днем за речкой на лугу…»
(на фоне показа слайдов №3) Дети того сурового времени по возрастной причине не участвовали в Великой Отечественной войне, но горечь первых отступлений, страдания под гнетом оккупации, блокадный голод, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках их матерей, смертельный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные в мешочке на шее, - все это было суровой начальной школой того поколения. Когда им не хватало тетрадок, они писали диктанты на газетах, между строк сообщений Информбюро, и они сами были похожи на эти хрупкие, неуверенные буковки между строками истории нашего народа.
Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиками, в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской Армии, борющейся против фашистских захватчиков. Война унижала их голодом, холодом, нищетой, и в то же время война возвышала их ощущением причастности к истории, ощущением самих себя, как части великого народа, единого в своем стремлении к победе.
Дети войны. Кто это такие? (Ответы детей). Отцы и старшие братья ушли на фронт. Вся тяжесть жизни легла на плечи женщин и стариков. А как же жили дети? (Ответы детей).
Совершенно верно. Вместо здоровых мужиков на заводах и фабриках, на шахтах, в колхозах работали малолетние дети, много мальчишек убегало на фронт. Часть их отлавливали и возвращали домой. Часть уходили в партизаны. Дети войны очень быстро взрослели.
Ученик:
«Отца забрали на войну.
…Мальчишка – шпингалет,
Но в раз прибавило ему
Война так много лет.
«Так что же, мать?
Так, значит мать,
Я в доме голова?
Ты начинай белье стирать,
А я- колоть дрова!
Ты говоришь:
Дровец чуток
Осталось.
Так и быть.
Продай слона,
Продай свисток!
Без них ведь можно жить!
Продай матроску, говорю!
Теперь не до тряпья,
Ты только, мама,
Не горюй!
Не брошу я тебя!»
Анатолий Брагин
Учитель: Ребята, давайте вспомним литературные произведения, где главные герои – дети.
Дети читают стихи на фоне показа слайдов.
Баллада о маленьком разведчике.
В разведку шел мальчишка
Четырнадцати лет.
- Вернись, когда боишься,-
Сестра сказала вслед.-
Вернись, пока не поздно.
Я говорю любя,
Чтоб не пришлось в отряде
Краснеть мне за тебя,
Чтоб не пришлось услышать
Мне шепоток ребят:
«У этой у девчонки
В разведке струсил брат…»
Мальчишка обернулся:
- Ну, не пытай ума.
Идти в разведку, знаю,
Просилась ты сама.
Мне ссориться с сестренкой,
Прощаясь, не под стать.
Но командир отряда-
Он знал, кого послать.
И командир отряда
Решил послать меня.
Прощай, дано мне сроку
Всего четыре дня…
Цвел на лесной поляне
Туманный бересклет.
В разведку шел мальчишка
Четырнадцати лет.
Отец на фронт уехал –
Москву оборонять,
Фашисты посадили
За проволоку мать.
Из опустевшей хаты,
От милых сердцу мест
Ушел с сестренкой вместе
Он к партизанам в лес.
И командир отряда
Сказал им: - У меня
Все будут вам соседи,
Все будут вам родня.
А чтоб пути открыты
Вам были по лесам,
Науке партизанской
Вас обучу я сам.
И на какое б дело
Ни уходил отряд,
Ждала сестренка брата,
Искал сестренку брат.
И вот один сегодня,
Когда вставал рассвет,
В разведку шел мальчишка
Четырнадцати лет.
А с палкой – попирашкой
Да с нищенской сумой
Через луга и пашни
Такому – путь прямой.
Ни разу не присел он
За долгий летний день,
И обошел немало
Он сел и деревень.
Везде фашистских точно
Он сосчитал солдат,
Чтоб командир отряда
Не вышел наугад.
Покинуть собирался
Ночлег дорожный свой,
Едва рассвет забрезжил
На тропке полевой.
Но говорит хозяйка:
- пожить придется тут:
Каратели отсюда
На партизан идут.
На каждом перекрестке
Поставлен часовой;
Кто выйдет из деревни –
Ответит головой.
А он сказал:- Ну, что же,
Семь бед – один ответ…-
В разведку шел мальчишка
Четырнадцати лет.
Пусть всюду по дорогам
Поставят пушки в ряд –
Он должен возвратиться,
Предупредить отряд.
От выстрелов качнулся
Высокий частокол,
И часовой немецкий
Мальчишку в штаб привел.
А в штабе сам начальник
Скосил сердито глаз
-Что, партизан? Повесить!
Я отдаю приказ!
Но если ты расскажешь
Мне про твоих друзей,
Сейчас же возвратишься
Ты к матери своей…
Среди деревни врыты
Дубовых два столба.
Струится у мальчишки
Кровавый пот со лба.
Не замедляя шага,
Он поглядел вокруг,
Под пыткой не заплакал,
А тут заплакал вдруг.
Вновь офицер подходит:
- Что, страшно умирать?
Скажи, о чем ты плачешь,
И ты увидишь мать!
- Я плачу от обиды,
Что сидя у костра,
«Не выдержал мальчишка»,-
Подумает сестра.
Ей не расскажет ветер,
Что заметал мой след,
Как умирал мальчишка
Четырнадцати лет.
Николай Рыленков.
Баллада о банке варенья.
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим – всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашел,
Как только рабочую премию – банку варенья –
Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.
И вот над заводом над лесом, в снегу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.
…Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что как жизнь у людей ни горька.
Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство,
И синее небо, и запах простого цветка!
Владимир Радкевич.
Концерт.
Сорок трудный год.
Омский госпиталь…
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
«Господи!... До чего же артисты маленькие…»
Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, с мандолинами
И большими пачками книг…
Что в программе?
В программе – чтение,
Пара песен военных, правильных…
Мы в палату тяжелораненых
Входим с трепетом и почтением…
Двое здесь. Майор артиллерии
С ампутированной ногой,
В сумасшедшем бою под Ельней
На себя принявший огонь.
На пришельцев глядит он весело…
И другой – до бровей забинтован.-
Капитан, таранивший «мессера»
Три недели назад под Ростовом…
Мы вошли. Мы стоим в молчании…
Вдруг срывающимся фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно
Объявляет начало концерта.
А за ним, не вполне совершенно,
Но вовсю запевали внимая,
О народной поем, о священной
Так, как мы ее понимаем…
В ней Чапаев сражается заново,
Краснозвездные мчатся танки.
В ней шагают наши в атаки,
А фашисты падают замертво.
В ней чужое железо плавится,
В ней и смерть отступать должна.
Если честно признаться, нравится
Нам такая война…
Мы поем…Только голос летчика
Раздается.
А в нем - укор:
«Погодите… Постойте, хлопчики…
Погодите….Умер майор…»
Балалайка всплеснула горестно.
Торопливо, будто в бреду…
…Вот и все о концерте в госпитале
В том году.
Роберт Рождественский.
Девочка у рояля.
(Посвящается детям Ленинграда)
Стрелки непочиненных часов,
Как трамваи неподвижно стали.
Но спокойно, под набат гудков,
Девочка играет на рояле.
У нее косички за спиной.
На диване вряд уселись куклы.
Бомба, слышишь? В корпус угловой…
Дрогнул пол…Коптилка вдруг потухла…
Кто-то вскрикнул. Стекла, как песок,
Заскрипели под ногой. Где спички?
Девочка учила свой урок,
В темноте играя по привычке.
Так еще не пел нам Мендельсон,
Как сейчас в тревогу. И весь дом был
Музыкой нежданной потрясен
В грозный час разрыва близкой бомбы.
И на утро, в очередь идя,
Постояла я под тем окошком.
Ты играешь, ты жива, дитя.
Потерпи еще, еще немножко.
Зимовать остался Мендельсон.
Как надежда, музыка бессмертна.
Стали стрелки. Город окружен.
До своих- большие километры.
Хлеб, как пряник, съеден по пути.
Раскладушка в ледяном подвале.
…Но, как прежде, ровно с девяти
Девочка играет на рояле.
Варвара Вольтман-Спасская.
Учитель: Ребята! И в нашем селе до сих пор живут «дети войны». Сегодня у нас в гостях Маликова Лидия Ивановна, которая в годы войны была ребенком. Как она жила в то время? Давайте спросим. (Дети задают вопросы)
- Где вы жили в это время?
-Далеко ли было до фронта?
-Учились ли вы в войну?
-А на чем и чем писали?
-как вы помогали взрослым?
-Было ли у вас свободное время? Чем вы занимались тогда?
-Голодали ли вы? А что ели?
-Как вы узнали о победе? И так далее…
Учитель: Уважаемая Лидия Ивановна! Спасибо вам за то, что вы пришли к нам и рассказали так много интересного. Наши дети подготовили вам подарки. Один из них- песня. (Любая военная песня.)
Ученик: А еще мы хотим подарить вам открытку, которую сделали сами, и инсценировку стихотворения «Яблоки».
Яблоки.
Дом украшали синие наличники,
И сад вокруг качало ветерком.
Дед Парамон за фрукты брал наличные,
А нам всегда грозил дробовиком.
По жадности овчарок не держал он.
И только вечер - выходил в дозор.
А яблонная тучная держава
Наваливалась прямо на забор.
Мать мне всегда наказывала строго:
Куплю ведь яблок, только попроси.
Но к Парамону позабудь дорогу,
Ведь искалечит…Боже упаси…-
А сад, который дед стерег и холил,
Все набирался силы у земли…
Но к нам однажды в солнечную школу
Солдат в бинтах кровавых привезли.
И мне она запомнилась надолго –
Обычная картина той поры:
Шли женщины из нашего поселка,
Несли сюда нехитрые дары.
Та – молоко, та- огурцы в лукошке,
А та – медку в стакане и табак.
И мне тогда сказал дружок Алешка:
- Им яблоки полезны знаешь как…-
Я помню ночь, задумчивую, тихую,
В белесой дымке спал запретный сад.
И было слышно, как кузнечик тикает,
Как яблоки на веточках висят.
Я подтянул сползающие брюки.
Откуда ждать карающей беды?
А яблони совали прямо в руки
Тяжелые прохладные плоды.
Но Парамон не спал. Раздвинув ветви,
Уже ловил меня он на прицел.
И грянул гром. Хлестнул свинцовый ветер.
И только чудом я остался цел…
А матери не ведали про это,
Хотя от всех невзгод нас берегли…
Четыре бело-розовых ранета
Мы в госпиталь наутро принесли…
Ах, сколько было солнечных улыбок!
Тянулись руки к прелести земной.
Приподнимая памяти завесу,
Я различаю душ людских родство.
Когда-то Прометей украл у Зевса
Огонь. Но разве это воровство?
Геннадий Серебряков.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами услышали много стихов о детях той Великой войны, побеседовали с Лидией Ивановной, которая была в то время таким же, как вы ребенком. Посмотрели инсценировку.
Теперь мы знаем – тяжело было детям в военное время. Как вы думаете, каково было немецким детям? (ответы детей).
Учитель: Правильно. Им тоже было не сладко. Ведь они были не виноваты, что взрослые развязали эту войну. Давайте вспомним повесть- сказку И.Туричина «Крайний случай».
На фоне презентации №4 идет пересказ повести.
Учитель: Ребята, почему краюха хлеба не высохла и сохранила тепло и запах? (ответы детей).
Как вы думаете, прав ли был Иван, когда отдал драгоценную краюху немецкой девочке?
(Ответы детей).
И вот наступил долгожданный день-9 мая 1945 года .день Победы! Наконец-то кончились все мученья. Впереди-мирная жизнь!
Маленькие дети станут взрослыми. Но никто и никогда не забудет той страшной войны.
Так какой вывод мы можем сделать из того, что мы с вами сегодня узнали? Для чего мы провели такой классный час? (Ответы детей).
Конечно, ребята! Нам тоже нельзя забывать, сколько людей погибло во имя того, чтобы наша жизнь была мирной и счастливой.
Мы должны быть благодарны тем людям, которые пережили то страшное время и до сих пор живы.Поклонимся им!
Я надеюсь, что наше мероприятие помогло вам взглянуть по другому на ваших друзей, на родных, на самого себя, и тогда вы увидите, что вокруг вас мир, в котором вы живете сейчас, и в котором вам жить, когда вы повзрослеете, МИР – которому нужны ваше внимание, ваше сострадание, ваша защита.
«В жизни всегда есть место подвигу!»