1.Рассказ педагога о возникновении этого праздника.
- Добрый день, уважаемые гости, дорогие дети! Сегодня наша страна отмечает День героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году.
-Этот праздник появился не случайно. В далёкие времена в 1769 году императрица Екатерина вторая учредила орден Святого великомученика и Победоносца Георгия.
Орден имел 4 степени:
1-я степень: звезда на левой стороне груди и большой крест на ленте через правое плечо, 700 руб. ежегодной пенсии.
2-я степень: звезда на левой стороне груди и большой крест на шейной ленте, 400 руб. ежегодной пенсии.
3-я степень: малый крест на шейной ленте, 200 руб. ежегодной пенсии.
4-я степень: малый крест в петлице или на колодке, 100 руб. ежегодной пенсии
- Как вы думаете, а кого награждали этим орденом? (Воинов проявивших в бою доблесть и мужество)
-Первым награждённым орденом 1 степени после Екатерины второй стал выдающийся русский полководец П.А.Румянцев-Задунайский за блестящую победу над турецкой армией.
-За всю историю России орденом Святого великомученика и Победоносца Георгия 1 степени были отмечены 25 человек, среди них было много великих людей и один из них… сейчас вы сами назовёте его имя. ( Александр Васильевич Суворов).
2. А.В.Суворов.
Игра «Да, нет»
-Мы ходили в музей, посвящённый этому полководцу, и проводили игру.
-Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «да, нет» и посмотреть, что вы знаете об этом полководце.
-Почему мы пошли в музей именно в ноябре? (день рожд. 24 ноября)
а) Суворов с детских лет мечтал стать военным. Много читал, изучал военную историю. (да)
б) Не любил заниматься физическими упражнениями, боялся холода. (Решив стать военным, Александр стал закаляться и заниматься физическими упражнениями.)
в) В 15 лет Суворов поступил в полк и сразу стал командиром. (Суворов поступил в полк простым солдатом. Служа рядовым, он ничем не отличался от простых солдат: ходил в караул, ел солдатскую пищу).
г) Он считал, что солдаты не должны учиться военному делу.(Нет, Суворов считал, что нужно много тренироваться, учиться, тогда будет легче в сражении. Во время учений у Суворова солдаты получали больше ранений, чем во время сражений.)
-Что, говорил Суворов по этому поводу? («Тяжело в ученье, легко в бою»)
д) Суворов был первым человеком, в честь которого в России был основан мемориальный музей.(да)
е) Суворов одержал 60 побед и потерпел 3 поражения.(Провёл более 60 сражений и не потерпел ни одного поражения).
-Кто знает, где похоронен Суворов? (в С-П, Великий полководец распорядился, чтобы на его могиле не было пышных надгробий, а была простая надпись:…….какая?(«Здесь лежит Суворов»)
3.Игра «Награждение»
-Нужно прикрепить правильно ордена героям. (Работа в группах)
1.А.В.Суворов
2.П.А.Румянцев
3.М.И. Кутузов
4. Качества героев.
-В этот день чествуют героев Отечества.
-А, кто такие герои? Кого можно назвать героем?
-Какими качествами должен обладать герой?
-Выберите из предложенного списка самое важное, по вашему мнению, качество и попытайтесь объяснить почему. (Обсуждение в группах)
Ответы детей (качества: смелый, мужественный, честный, решительный, упорный, добрый, ответственный)
5.Игра «Снежный ком»
Групповая игра заключается в постепенном формировании последовательности слов. Каждый следующий игрок должен воспроизвести все предшествующие слова в том порядке, в котором они были воспроизведены, добавляя к ним своё слово.
(танк, медаль, капитан, мина, победа, море, корабль, пистолет, выстрел, атака, награда, герой, командир, бомба, салют, защитник, нарушитель)
6. Пионеры – герои.
-Время шло, и вот появились ещё ордена и звания, которыми награждали героев.
-Звание героя Советского Союза, а в наши дни герой Российской федерации. И все получившие это звание награждались знаком особого отличия – медалью «Золотая Звезда»
-Наибольшее количество награждений было произведено в годы Великой Отечественной войны.
-А только ли взрослые могут стать героями? И только ли взрослых награждают этими наградами?
-Во время Великой Отечественной войны, когда Родину захватили враги, стали устанавливать свои порядки, диктовать, как жить, убивать, грабить, угонять в плен, все как один встали на защиту своей страны. Среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей. И сегодня мы хотим вспомнить о них, потому что это и их праздник.(Небольшие рассказы подготовленных детей о подвигах детей героев)
*Материал о пионерах-героях взят с сайта «Учителю.net» (http://uchitelu.net)
Марат Казей
Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Валя Котик
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Мальчик, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали.
Отважная юная девочка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
-Этот список можно продолжать долго. Их нет с нами, но мы помним о них. Они настоящие герои нашей страны.
7. Работа с пословицами.
-Прочитайте пословицу.
«Герой никогда не умрёт – он вечно в народе живёт».
-Объясните значение этой пословицы.
-А сейчас попробуйте собрать пословицу из слов и объяснить её значение.
(работа в группах)
1.«Герой за Родину горой»
2.«Жить - Родине служить»
3.«Врага бояться – в живых не остаться»
4.«Человек без Родины, что соловей без песни»
-У каждого человека есть Родина. Наша Родина - Россия.
-И в настоящее время в нашей стране чествуют героев советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия, и ордена Славы, Героев труда, героев Российской Федерации.
8.Итог.
-Праздник «День Героев Отечества» отмечается в нашей стране недавно, с 2007 года. Скажите, а нужен ли этот праздник нам? Почему?
-В каждой стране есть свои герои, и именно на их опыте, на их подвигах мы воспитываемся. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней её истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных, Но, какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли. Мы должны знать, помнить и чествовать героев нашей страны.
-Посмотрите видеоролик и послушайте песню из кинофильма «Офицеры», посвящённую героям разных времён.
-Нашу Родину в разные времена защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели. Но одно у них было общее.
-Что объединяло героев разных времён? (сильная любовь к Родине).