Дети спокойно занимают места в зале. Фоном звучит спокойная музыка.
Вед.: Дорогие дети, сегодня удивительный и прекрасный праздник – День знаний. Этот день открывает учебный год. Пусть он будет для вас увлекательным, интересным, принесёт новые знания и открытия, новых друзей!
Вы умеете дружить?
Давайте поиграем, я буду спрашивать, а вы хором отвечайте – повторяйте последнее слово за мной.
- Нужно жить на белом свете дружно?
Дружно!
- это знать большим и взрослым нужно?
Нужно!
- Если ссора приключилась – скверно?
Скверно!
- Нужно тут же помириться, верно?
Верно!
Молодцы!
А потом, когда мы старше станем сами
Подрастёт и наша дружба с нами!
Давайте споём весёлую песенку о дружбе!
Звучит песня.
Под сказочную музыку в зал входит Василиса Премудрая, здоровается с детьми.
Василиса П: Я – Василиса Премудрая. Читали сказку про меня?
Дети: Читали!
Василиса П: А за что меня назвали Премудрой?
(ответы детей) Верно за ум, смекалку, за находчивость, за то, что много знаю. Знаю, например, что у вас сегодня праздник – День знаний.
Поздравляю вас и желаю, чтобы вы выросли умными и смекалистыми. Для этого нужно много учиться. Знаете, что вам в этом может помочь?
Дети: Что?
Василиса (таинственно): За семью морями, за семью домами есть волшебное дерево. На этом дереве раз в году вырастают волшебные конфеты. У того, кто съест хоть одну такую конфетку, сразу же появляется, сильна жажда – жажда знаний. Человек меняется на глазах: становится любознательным, внимательным, что ни прочтёт в книге – сразу же запоминает.
А сегодня как раз тот самый день, когда на волшебном дереве поспели аппетитные, ароматные, сладкие конфеты знаний. Хотите их отведать? (ответы детей)
Знаю я, что дерево то спрятано за пятью замками, а охраняет его Страж. Давайте спросим у волшебного яблочка, что нам делать, как конфеты добыть?
(Достаёт из сумки или корзинки блюдце и яблочко.
Катает яблочко по блюдечку)
Яблочко, яблочко, подскажи, как добраться до волшебного дерева?
Яблочко (голос):
Чтоб до дерева дойти
И не сбиться вам с пути,
Свиток, спрятанный с заданьем,
Надо будет вам найти.
На вопросы отвечайте
И замки все открывайте.
Василиса П: Вот, оказывается, что нужно сделать: свиток, спрятанный где-то здесь, найти. Давайте-ка все вместе его поищем.
Игра «Холодно – горячо»
(В игре дети находят свиток)
Василиса П: Что же в свитке написано?
Да здесь названия сказок: «Айболит», «Золушка», «Дюймовочка»,
«Муха – Цокотуха», «Золотой ключик или приключения Буратино»
А ещё написано, что тот, кто захочет попасть в волшебный сад и сорвать с волшебного дерева конфеты знаний, должен преодолеть множество препятствий – разгадать загадки, ответить на вопросы. Это может сделать лишь тот, кто сказок много знает.
Названия сказок – это и есть ключи к пяти замкам, на которые заперт сад волшебный, но как нам попасть в этот волшебный сад?
(обращается к яблочку)
Яблочко, яблочко, подскажи, как нам к волшебному саду пройти.
Яблочко (голос): нужно крепко-крепко зажмурить глаза и три раза произнести: «Сад волшебный появись!» - а потом сильно потопать ногами. Когда глаза откроете, увидите перед собой волшебный сад.
Василиса П: Так и сделаем.
Звучит бравурная музыка. Дети, закрыв глаза, произносят заклинание, топая ногами.
Пока у детей закрыты глаза, воспитатели в центре зала устанавливают деревья. На одном из них висят конфеты. Вокруг дерева укладывается пять верёвок, на соединённые концы каждой кладётся картонный замок.
Василиса: Посмотрите, мы оказались возле волшебного сада. Где-то
здесь должен быть Страж.
Появляется Страж.
Страж: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуй, Страж!
Страж: Очень рад вас видеть. Догадываюсь, зачем вы пожаловали – собрать с волшебного дерева конфеты знаний и отведать их. Предупреждаю: чтобы достигнуть этой цели, вам придётся преодолеть не одно препятствие, выполнить много заданий. Вы готовы к этому? (Дети отвечают) Но сначала я предлагаю вам поиграть.
Игра
Страж (продолжает): А сейчас первое задание:
Вам нужно назвать героя сказки Корнея Чуковского, действие которой происходит в жаркой Африке.
Василиса: Я помогу вам, ребята! У меня есть предметы, которые потерял этот герой.
Достаёт колпак, фонендоскоп, градусник. Дети отгадывает «Айболит»
Страж: Молодцы, ребята! С первым заданием вы справились – получайте ключ!
Василиса открывает первый замок. Страж показывает детям мешочек.
Страж: Попробуйте справиться и со вторым заданием.
Вот у меня мешочек – в нём горох, фасоль и …
Первая команда должна выбрать горох.
Втора – фасоль и третья …
Страж высыпает содержимое мешочка, ставит рядом три блюда.
Страж (продолжает): это очень кропотливая работа, а выполнить вам её помогут волшебные заклинания.
1-я ком.: Ох! Ох! Ох! Ох!
Нужен нам один горох!
2-я ком: Если бы да кабы
Были бы одни бобы.
3-я ком.: Ха! Ха! Ха! Ха!
Очень нам фасоль нужна!
Игра – аттракцион «Собери – разбери»
Василиса : Уважаемый Страж!
Дети уже догадались, о какой сказке идёт речь.
Дети говорят название «Золушка»
Василиса: По-моему, героиня этой сказки спешит к нам на праздник.
Выходит девочка – Золушка.
Золушка: Дразнят Золушкой меня –
Оттого что у огня,
Силы не жалея.
В кухне я тружусь, тружусь,
С печкой я вожусь, вожусь –
И всегда в золе я.
Оттого что я добра
Надрываюсь я с утра
До глубокой ночи.
К Золушке подходит Волшебник.
Волшебник: Не расстраивайся Золушка! Я не волшебник, я только учусь. Но моя волшебная палочка поможет мне превратить тебя в прекрасную принцессу.
Мальчик – волшебник взмахивает палочкой, Золушка «превращается» в принцессу.
Исполняют «Польку» под музыку песни «Добрый жук»
Страж отдаёт Василисе второй ключ, она открывает им второй замок.
Страж: А сейчас слушайте мои загадки!
- Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)
- Хочет – сядет, посидят,
Хочет – в небо улетит.
Камнем с неба упадёт
И гнездо под крышей вьёт. (Ласточка)
- Маленький зверёк, длинный хвосток,
Серая шубка, острые зубки. (Мышь)
А теперь скажите, в какой сказке «прячутся» отгадки – мышь, ласточка и крот?
Дети отвечают, что в сказке «Дюймовочка». Страж отдаёт третий ключ Василисе, она открывает третий замок. Страж обращает внимание на большой цветок у центральной стены.
Страж: А что эта за прекрасный цветок,
Неужели к нам в гости пожаловала сама Дюймовочка?
Из-за цветка выходит девочка – Дюймовочка.
Исполняет «Песню Дюймовочки»
Страж: А сейчас 4 задание. У меня в руках интересная книжка.
В этой книжке – именины,
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
Что эта за книжка?
Дети: Муха – Цокотуха
Страж: А вот и сама Муха! Давайте про неё песенку споём!
Звучит р. н. п. «Как у наших у ворот»
Страж: Вот вам четвёртый ключик.
Отдаёт Василисе, которая открывает 4-й замок.
Страж: (продолжает) Осталось выполнить последнее задание. Но что это?
Кто-то спешит к нам на праздник.
В зал входит Старуха Шапокляк, тянет за собой верёвку или нитку, к концу которой привязана «крыса»
Старуха Ш: Как кто? Как кто?
Я вреднее всех на свете,
Знают взрослые и дети,
Если что-нибудь не так –
Постаралась Шапокляк.
Мы с Ларискою вдвоём
Очень весело живём.
Как выходим на разбой –
Все бегут скорей домой.
Василиса: А-а! ребята, так это же Старуха Шапокляк!
Шапокляк: Конечно, Шапокляк! А кто же ещё? Здравствуйте! Слыхала я, что праздник тут у вас, умными хотите стать, к школе готовитесь. А не хотите ли в моей школе поучится? В школе вредных наук!
Василиса: А чему ты будешь учить детей в своей школе?
Шапокляк: Как чему? Я научу всех детей мазать стулья клеем, подкладывать кнопки, драться, кусаться, обзываться.
Василиса: Подожди, подожди, Шапокляк! Хватит! Ребята, вы хотели бы учиться в такой школе? Вот видишь, Шапокляк – не хотят! Они пойдут учиться в хорошую, нормальную школу.
Шапокляк: А что же эта за школа? Чему там учат?
Василиса: Сейчас ребята тебе об этом споют.
Звучит песня «Чему учат в школе»
Шапокляк: Подумаешь, буквы разные писать, книжки добрые читать… я уже побывала в вашей школе и такой беспорядок устроила! Ужас! Даже сердце радуется, и вам сейчас праздник устрою.
Беспорядок наведём,
Набросаем вам бумажек,
Всех вас быстренько уважим.
(разбрасывает фантики по залу)
Василиса: Ошибаешься, вредина. Мы с ребятами в один миг все фантики соберём, и порядок наведём.
Под музыку дети собирают фантики в коробку, а Шапокляк мешает им, выбрасывает их опять на пол. Постепенно Шапокляк «устаёт» и дети собирают все фантики.
Василиса: Шапокляк, ты лучше помоги ребятам добыть волшебные конфеты знаний, которые висят на волшебном дереве.
Шапокляк: Конфеты знаний? Если я съем одну конфетку, я буду всё-всё знать?
Василиса: Конечно, Шапокляк. Но для этого нам с детьми нужно выполнить ещё одно задание.
Шапокляк: Давайте быстрее своё задание, я буду его выполнить ещё одно задание.
Шапокляк: Давайте быстрее своё задание, я буду его выполнять. Хочу сама съесть все конфеты, чтобы стать умненькой – преумненькой!
Страж: Слушай пятое задание Шапокляк, а вы, ребята, не подсказывайте.
Жил на свете мальчик странный,
Необычный – деревянный.
На земле и под водой
Ключ искал он золотой
Нос у мальчика был длинный.
Кто же это?
Шапокляк: Арлекино!
Страж: А вот и не угадала. Кто это, ребята?
Дети: Буратино!
В зал под музыку вбегает Буратино.
Буратино: Ура! Ура! Как я рад!
Меня узнали дети!
Приглашаю всех ребят
Сплясать со мною вместе.
Совместный танец детей и Буратино.
Буратино: Дорогие ребята! Поздравляю вас с днём знаний!
Все девчонки и мальчишки
Городов и деревень
Взяли сумки, взяли книжки,
Взяли завтраки под мышки
И помчались в первый раз
В 1-й класс!
Я вам дарю свой золотой ключик, чтобы вы открыли последний замок к заветному дереву. Желаю вам стать умными, сильными, послушными и любознательными!
Василиса: Спасибо тебе, Буратино!
Василиса открывает последний замок у Дерева знаний и все взрослые участники угощают детей конфетами.