Ход урока:
-Здравствуйте, ребята, мы рады видеть вас в нашей школьной библиотеке. Вы только учитесь читать, но я знаю, что дома у вас есть много разных книжек. А вот такого количества книг, как у нас в библиотеке, пожалуй, нет ни у кого.
Запись пения птиц. Голос сороки
Вопрос: Ребята, что вы сей час слышали?
Ответы детей. Пение птиц
Вопрос: Как вы думаете, где можно их услышать?
Ответы детей. В лесу
-Да, в лесу. Давайте пофантазируем и представим, что мы с вами отправились путешествовать в лес. Вот мы с вами очутились в еловом лесу. Чувствуете, как пахнет елками? Вот мы выходим на поляну, где высокая мягкая трава , все дружно побежали по ней. Ребята, а лес-то у нас не простой, а сказочный.
Вопрос: Скажите, кто все новости по лесу разносит?
Ответы детей: Сорока
-Конечно, сорока, вот и в нашем лесу нам дорогу укажет сорока, да еще и все новости лесные расскажет. А лес наш – библиотечный. Он полон тайн и загадок. Разные книги живут в нашем мудром государстве и среди них сказки: добрые, удивительные, мудрые. Давайте познакомимся с героями этих сказок
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
(А.Н.Толстой «Золотой ключик». Буратино.)
-Буратино не умеет читать. Он променял свою азбуку на билет кукольного театра. Но ему очень хочется научиться читать.
Хотя вы и в первом классе, но прочли, я думаю, не мало книг.
Вопрос: Назовите сороке свои любимые книжки.
Ответы детей:
На красной черепичной крыше,
В домике за черной трубой,
В шведском городе Стокгольме
Живет толстяк веселый, озорной.
Он люби звезды, дружит с малышом,
Дурачит фрекен Бок и трубочиста.
Кто любит книги, тот узнал
Из шведской сказки юмориста.
(Карлсон А.Линдгрен «Повесть о малыше и Карлсоне»)
-Самый лучший друг в мире: в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Лучший в мире рисовальщик петухов, лучшая в мире нянька.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит,
Добрый доктор…..(Айболит)
В этой книжке – именины.
Много было там гостей
И на этих именинах
Появился вдруг злодей!
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил, Но коварному злодею
Кто-то голову срубил (Муха-Цокотуха)
-В сказках живут разные герои.
В лесу ходить умею,
Как ручей, шаги быстры,
Я немного старше леса,
Но моложе чем река
А зовут его все …..«Леший».
Лешим всех детей пугают
Так, что снюсь я им во сне,
А того не понимают, что живется худо мне
Кто там? Кто там летит в вышине?
Кто там, в темной ночной глубине?
Кто там воет, кто там стонет,
Кто метлою тучи гонит?
(Баба Яга)
-А знаете, сколько существуют библиотеки? Почти пять тысяч лет. Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили?
Книги! Они писались на папирусе, на глиняных табличках, на листах растений. Некоторые из этих первых книг сохранились до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках нашей страны.
Чтобы ответить на ваши вопросы, конечно, домашней библиотеки мало. Поэтому вы можете взять книги в библиотеке. Для этого заводятся читательские формуляры. Это маленькая книжечка, в которую библиотекарь запишет все, что вами прочитано.
Формуляр читателя – ваш билет в книжное царство.
Книги для первоклассников стоят в отдельных ящиках. Книжки ждут вас разные: о том, как живут твои сверстники, рассказы о природе, стихи, рассказы о животных, и, конечно, сказки и веселые приключения.
Ой, ребята, посмотрите на сороку, она хочет сказать, что в нашем необычном лесу есть книги, которые знают обо всем на свете.
«Почему у жирафа шея длинная?», «Почему идёт дождь?», «Есть ли музей шоколада?», «А правда, что крокодилы плачут?», «Почему снег белый?»
На эти вопросы ответят книжки, которые называются: энциклопедии, словари, справочники.
Ребята, что-то нашей сороке не сидится на месте. Чтобы не заблудиться в лесу, надо быть очень внимательными. Давайте проверим, насколько внимательны вы.
Кто за дверью втихомолку
От кота забился в щелку,
Чтоб не смог унюхать он
Всем известно, это……мышонок
Кто шагает по дороге,
сам не меньше гаража?
У кого как тумбы, ноги
Ну, конечно, у………слона
Кто с утра уходит в стадо,
Во дворе мычит спросонок,
Молоко дает детсаду?
Не иначе как…….корова
Кто по веткам прыг да скок,
Кто с сучка да на сучок?
То вспрыгнет, то сядет снова?
Ясно каждому…….чиж
Ребята, сейчас я буду рассказывать историю, которая произошла в библиотеке, а вы дополняйте рассказ хором.
Первокласснику Саше нужна была книга Н.Носова «Приключения Незнайки». В библиотеке много разных книг. За столом в читальном зале сидели ребята и читали журналы. Саша вошел и сказал всем: «Здравствуйте» Затем он подошел к кафедре,(так называется стол библиотекаря)и сказал: «Дайте мне, пожалуйста, книгу». Библиотекарь показала мальчику, где найти нужную книгу. Проходя к книжной полке, Саша споткнулся и толкнул десятиклассника и сразу же сказал: «Извините, пожалуйста». Затем библиотекарь записала книгу в формуляр. Саша взял книгу и сказал: «Спасибо». А, уходя, сказал: «До свидания».
Без этих волшебных слов читателями библиотеки вам не быть.
Благодаря книгам мы с вами совершили это путешествие.
В библиотеке есть свои правила:
Книги выдаются на 10-15 дней.
Книги нельзя задерживать, их ждут другие читатели
В библиотеке нужно соблюдать тишину и порядок.
-Ребята, в библиотеке есть тоже больные
Бедные, бедные книжки!
Как вас изорвали!
Читатели нерадивые
Наставили жирных клякс.
-Для книжек, которым пора лечиться, открыта «книжкина больница». Доктором может быть каждый из вас в свободное время.
Человек может стукнуть обидчика кулаком или проколоть шпагой. Собака укусить. Ежик сворачивается клубком. Даже муха, даже комар спасаются бегством. Книга может только молча и гордо погибнуть. Бережным обращением вы приобретете себе верного друга.
Чтобы книжки не были на вас в обиде, нужно запомнить несколько правил:
Берите книгу чистыми руками
Не перегибайте книгу – от этого выпадают страницы.
Не кладите в книгу карандаши и другие предметы.
Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой.
Не читайте во время еды.
Чтобы книги дольше служили, оберните их.
-Ребята, сегодня мы совершили с вами увлекательное путешествие по сказочному лесу.
Вопрос: В каком мы побывали лесу? Кто помогал совершить нам это путешествие? Что нового вы узнали о книге, библиотеке?
Ответы детей.
Наш библиотечный урок закончен, книжные герои передают вам свой привет и ждут, когда вы возьмете их почитать.
Новый читатель пожаловал к нам!
Это хорошая весть.
Очень приятно, что может он сам
Каждую строчку прочесть.
-Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, мне будет стыдно, если меня возьмут потом другие читатели
- Не исчеркивайте меня пером и карандашом, - это так некрасиво.
-Не ставьте на меня локти, когда читаете, и не кладите раскрытой на стол лицом вниз; ибо вам самим не понравилось бы, если бы мы с вами так обращались.
-Не кладите также в меня ни карандаша, ничего толстого; иначе разрывается корешок.
-Если вы кончили читать и боитесь потерять место, где вы остановились, то не делайте знака ногтем, а вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть.
-В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что такая погода мне вредна.
-Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми